Творческий вечер Гарри Бардина в ЦДЛ 29.11.16
29 ноября в Центральном Доме Литераторов при содействии Фонда им. Андрея Вознесенского прошел творческий вечер режиссера, художника, актера и сценариста Гарри Яковлевича Бардина.
Зоя Богуславская во вступительном слове не могла сдержать своего восхищения:
- С удовольствием скажу пару слов о нашем госте, которого не надо представлять. Гарри Бардин – редкий одаренный многосторонний человек. Он успешен и узнаваем, и как художник, и как сценарист, и как режиссер. В свое время, он удостоился высшей независимой Премии «Триумф», что говорит само за себя. Бардин имеет свой собственный знак качества. С одной стороны, ему присущи необыкновенная легкость общения, обворожительность и острота ума, с другой – он постоянно волнуется и говорит, что его сердце стучит сильнее, когда в мире происходит какая-то трагедия. И сегодня мы с вами услышим стук его сердца….
«После того, что обо мне сказала Зоя Борисовна, я могу надуться и сидеть, молча, все последующие два часа. Когда о тебе говорят такое, а ты еще не умер и все это слышишь, становится ужасно неудобно…».– Улыбнулся Гарри Яковлевич Бардин, выйдя на сцену. Говорить много слов режиссер не стал, но пообещал в течение вечера ответить на вопросы зрителей. Для записок тут же вынесли высокую коробку.
В программе вечера было несколько его знаменитых старых мультипликационных фильмов, которые и сегодня смотрятся чрезвычайно современно, такие, как - «Конфликт» и «Выкрутасы».
- «Конфликт» был первым моим объемным фильмом. Я написал сценарий, а потом не захотел никому его отдавать, понимая, что никто так его не сделает, как я сам вижу. Фильм вышел в 1983 году, но актуален он, к сожалению, и сегодня. Два года назад я показывал его в Киеве, и одна девочка подошла ко мне: «Это вы сняли, наверное, про нас?».
Когда я работал над «Выкрутасами», я представлял, что вот - человек должен посадить дерево, построить дом, родить сына, а ему все время мешают обстоятельства. В конце концов, вместо полноценной человеческой жизни герой «Выкрутасов» окружает себя высоким забором и остается один, посадив себя на цепь вместо пса. Все, кто жил в советское время, хорошо помнят, какая у нашей страны была самоизоляция, и как ничтожна была цена человеческой личности и жизни.
Фильм пропустила цензура, потому что в аннотации говорилось, что фильм о психологии мелкого частного домовладельца, у которого ничего не получается. И чиновники от культуры «Выкрутасам» дали добро. В Каннах, где все всё прекрасно поняли, Гарри Бардину вручили за этот фильм Золотую пальмовую ветвь.
- Поскольку сегодняшний вечер проходит в Доме Литераторов, а тут все знают, что «вначале было слово», я все равно оговорюсь, что вначале был рисунок. Наскальный рисунок. И я тоже начинал с рисованной мультипликации. А потом принялся играть во все, что вижу. Видимо, сказалось военное детство: практически не было никаких игрушек. Я от души поиграл в куклы, попробовал в своих фильмах различные материалы – пластилин, проволоку, спички, бумагу.
Затем Гарри Яковлевич показал зрителям фильм «Адажио» и рассказал такую историю: «Однажды меня пригласили в Свято-Даниловский монастырь, где проходил круглый стол, посвященный воспитанию молодежи. Когда очередь дошла до меня, я предложил вместо слов показать фильм, в котором все сказано. Митрополит Ювеналий, узнав, что фильм длится всего десять минут, разрешил показать «Адажио». К концу просмотра все священники достали из ряс платки, а Ювеналий попросил подарить ему диск с записью фильма и спросил разрешения послать такой же диск патриарху Алексию, который тогда болел и был в неважной форме. Затем мне позвонила Катя Гениева (Екатерина Гениева, директор Библиотеки Иностранной Литературы) и сказала, что к ней в Институт толерантности пришло письмо от секретаря Папы Римского Иоанна Павла II, оказывается, Ватикану тоже хотелось бы иметь в своей коллекции этот фильм. Диск с "Адажио" полетел в Рим. А Катя Гениева стала моим близким другом. Она сделала «Адажио» гимном Института Толерантности, и как-то призналась, что смотрела его целых восемьдесят восемь раз. К сожалению, Екатерина Гениева ушла от нас в прошлом году…
Вскоре из Ватикана для меня прислали экуменический приз от Иоанна Павла II. Я горжусь тем, что, благодаря моему фильму произошло некоторое сближение патриархов. Приз хранился в Институте толерантности в фонде Сороса, но, увы, был ликвидирован вместе с фондом...
После показа "Адажио" на экране ЦДЛ Гарри Яковлевич вышел на сцену.
- Когда я снимал «Адажио», мой сын Павел был несогласен с написанным мною финалом, но, когда я показал ему на монтажном столе уже готовый фильм, он посмотрел и, чуть помедлив, сказал: «Да. Ты был прав. И вряд ли лучше этого что-нибудь можно снять...».
Но я не собирался сдаваться. После «Чучи-3» сын заявил, что имел ввиду, что ничего лучше не может быть в философском плане, а вот после "Чучи" лучшего музыкального фильма мне уже не снять. Пришлось делать «Гадкого утенка» на музыку Чайковского, чтобы доказать сыну, что может быть еще лучше… А вообще, он у меня - молодец, я горжусь тем, что Павел вырос в замечательного режиссера. За свой фильм «Россия – 88» он получил Премию Ника (Открытие Года). С моими пятью призами у нас в семье уже шесть Ник.
«Гадкого утенка» Гарри Бардин делал долгих шесть лет. Про каждое движение персонажа и каждую ноту режиссера, по его словам, можно было разбудить ночью и спросить, и он без запинки бы ответил, что происходит в кадре. Главными соавторами "Гадкого утенка", помимо самого Бардина, Андерсена и Чайковского, стали Юлий Ким, сочинивший все тексты песен, и Владимир Спиваков, записавший со своим оркестром музыку Чайковского. Последние два соавтора так трепетно отнеслись к работе, что были готовы немедленно все переделать, если вдруг что-то не подойдет. А еще, прославленный музыкант Спиваков попросил дать ему озвучить хоть какой-нибудь персонаж. Получив роль Петуха, не мог дождаться, когда начнется озвучка.
Вечер в ЦДЛ продолжался, Гарри Яковлевич отвечал на вопросы зала. В одной из записок режиссера спросили о смысле жизни, в другой, что и кого он любит:
- В школе мы с легкостью отвечали на такие вопросы. Мы все любили сочинения на свободную тему. А с годами я все больше задумываюсь и сомневаюсь. В чем смысл жизни? Нет ответа…
- Я люблю жизнь, своих внуков, свою жену, свою семью. Я – нормальный человек. Я люблю музыку, но это вы, наверное, заметили по моим мультфильмам. Каждое первое января я включаю телевизор, когда показывают трансляцию Венского симфонического оркестра. Так красиво играет оркестр, такая роскошная публика в мехах и бриллиантах, и, когда они все заводятся, как восторженные дети, на какой-нибудь тонкий музыкальный пассаж, я реву потому, что у нас такого не будет никогда. «Черт меня дернул с моим умом и талантом родиться в России».
В конце вечера Гарри Бардин рассказал, что создал свою анимационную студию двадцать пять лет назад и с тех пор несет бремя свободы, за которую надо платить. На создание фильмов, разумеется, требуются деньги. Какую-то часть раньше давало Министерство Культуры, остальное приходилось искать самому. За срывом сроков следовали штрафные санкции. На фильм "Три мелодии" Министерство Культуры выделило только 60 процентов от необходимой суммы. Режиссер не успел найти деньги и начать работу в связи с продолжительной болезнью и пришел на прием к министру культуры.
- После того, как Мединский не принял меня (по словам секретарши, он собирался в отпуск), а я зря прождал у кабинета, представляя себе, как он там в кабинете пакует чемодан с курортными принадлежностями, я оставил ему письменное заявление с просьбой отсрочки санкций и указанием точных сроков, когда начнется работа, приложив свой внушительный больничный. Вернувшись через две недели из отпуска, Мединский наложил на мое заявление резолюцию – "оштрафовать на общих основаниях". Штраф составил двести тысяч рублей.
Один молодой режиссер подсказал мне идею крауфтфайдинга на сайте Планета.ру, а друзья – Виктор Шендерович, Алексей Кортнев поддержали меня в соцсетях. За несколько часов люди в интернете собрали на фильм "Три мелодии" недостающие деньги, включая 200 тысяч штрафа Мединскому.
С той поры я больше в министерство ни разу не обращался. Весь бюджет фильма «Слушая Бетховена» целиком был собран за счет добровольных пожертвований.
В настоящее время я готовлюсь к работе на фильмом «Болеро», собираю необходимые средства на той же Планете.ру. Мои будущие зрители уже собрали для «Болеро» больше половины, за что всем огромное спасибо! Как только вся сумма будет собрана, вы узнаете об этом немедленно, и тут же начнется процесс.
Обращение прославленного режиссера к своим любимым зрителям можно посмотреть и послушать здесь:
https://planeta.ru/campaigns/bolero
https://mnenieguru.ru/index.php/assorti/288-tvorcheskij-vecher-garri-bardina-v-tsdl-29-11-16